Детский невролог о важном
04.03.2024

Детский невролог о важном

Детский невролог о задержке речи, нейродиетологии и детских судорогах при температуре.

Татьяна Павловна Гудная – врач-детский невролог первой квалификационной категории многопрофильной клиники MEDSTORY, диетолог-консультант. Ведет прием детей с 0 лет. Целевая группа – дети раннего возраста, имеющие нарушения развития, либо риск их возникновения.

– Поделитесь, какие вопросы на приеме у детского невролога часто задаваемые?

– Учитывая мою специфику работы как специалиста ранней комплексной помощи детям раннего возраста, достаточно частый запрос родителей – оценка уровня развития речи, а также вопросы, касающиеся причин задержки в речевом развитии. В более старшем возрасте родители беспокоятся из-за присутствия головных болей различного генеза у детей.

 – Когда нужна внеплановая консультация невролога?

– В первую очередь напомню, что впервые посетить детского невролога необходимо в возрасте ребенка до 3 месяцев (при наличии показаний в 1-2 месяца), далее, исходя из осмотра врача, решается вопрос о сроках ближайшего посещения. Здоровым детям рекомендовано прийти на осмотр в 6 и 12 месяцев. В последующем осмотры будут в 2-3 года, 6-7 лет, 14-15 и 17 лет.

Что касается внеплановой консультации, то я бы разграничила понятие внеплановой консультации на экстренную консультацию детского невролога, которая необходима в случае внезапно возникающих острых состояний, связанных, например, с потерей сознания, судорогами, черепно-мозговыми травмами. И консультацию, связанную с состоянием, которое родители наблюдают в течение какого-то промежутка времени, ждут, что «пройдет само» или «ребенок перерастет», или «до трех лет заговорит». И, к сожалению, мы сталкиваемся с ситуацией, когда состояние ребенка переходит в хроническую форму и мы просто тратим драгоценное время. А родители тем самым наращивают уровень своей тревоги.

Поэтому очень важно даже при малейших сомнениях в поведении, развитии ребенка, состоянии физического здоровья обращаться за помощью к специалисту.

– Сегодня развивается относительно новое направление «нейродиетология». Как влияет питание на состояние нервной системы ребенка?

– Прием пищи является базовой потребностью каждого человека независимо от возраста. То, что мы едим, определяет наше физическое состояние. А колебания и резкие скачки глюкозы крови не могут не сказываться на психологическом состоянии взрослого и тем более ребенка, когда все системы организма еще незрелы и несовершенны, в том числе и нервная система.

Ни для кого не секрет, что употребление большого количества быстрых углеводов, пищи с большим количеством усилителей вкуса (например, чипсов) вызывает не только нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, но и нарушения психологического здоровья, в том числе в виде зависимостей от употребления определенного вида пищи. 

Проведено множество медицинских исследований, подтверждающих влияние нутриентов (питательных веществ) на клетки, системы организма.

Но мне бы скорее хотелось обратить внимание на проблемы в формировании навыков приема пищи в раннем возрасте. Сейчас это достаточно распространенная проблема. Когда ребенок отказывается от определенных продуктов, не умеет жевать твердую пищу, питается пюреобразной пищей в 2-3 года, не умеет есть сам или ест только, когда его кормит мама с просмотром мультфильмов. Конечно, это не отдельная проблема, это лишь симптом нарушений в развитии ребенка. И на своих приемах я всегда уделяю время в разговоре с родителями о такой важной теме. Ведь не умея жевать, ребенок не сможет качественно говорить. Важно понимать, что с помощью и поддержкой специалиста с этими трудностями можно справиться.

Думаю, что этой теме мы можем посвятить отдельный разговор, ведь я сталкиваюсь с такими детками ежедневно и знаю, как помочь родителям. Для чего и повышаю постоянно свою квалификацию в этой актуальной теме.

Высокая температура у детей нередко сопровождается судорогами. Насколько это опасно и что необходимо делать в такой ситуации?

– По статистике лишь в 2-4% случаев возникают фебрильные приступы. Это доброкачественные судороги, возникающие на фоне лихорадки при повышении температуры тела выше 38 градусов, не связанные с инфекционным заболеванием центральной нервной системы. Чаще приступ происходит на фоне резкого повышения температуры в результате нарушения активности нейронов головного мозга.

Данный вид приступов встречается у детей в возрасте от 6 месяцев до 5-6 лет и в 90% случаев не несет за собой никаких последствий для здоровья и развития ребенка.

При возникновении приступа ребенок может потерять сознание, могут подергиваться, напрягаться конечности или все тело. В это время рекомендовано уложить ребенка на бок на твердую поверхность, обеспечить безопасное его нахождение, вызвать скорую медицинскую помощь. Постараться сохранить максимально возможное спокойствие.

После приступа пройти электроэнцефалографию и наблюдаться у детского невролога в течение 2 лет с повторением электроэнцефалограммы 1 раз в 6 месяцев.

Детям, имеющим в анамнезе фебрильные приступы при заболеваниях, сопровождающихся повышением температуры тела, давать жаропонижающие препараты необходимо уже при температуре 37.5 градусов, чтобы не спровоцировать возникновение повторного приступа.

– Ребенок грызет ногти. Плохая привычка или психосоматический фактор?

– Скажем так: ребенок грызет ногти не потому, что это его особенность. Всегда есть причины к появлению такого патологически-привычного действия. Уже из самого названия становится понятным, что грызение ногтей – это хроническое состояние и чаще это состояние привычного расслабления, понятного ребенку. Необходимо оценивать полную картину здоровья ребенка, ведь зачастую данная проблема случайно озвучивается после обращения на консультацию с другими жалобами.

– При засыпании ребенок сильно вздрагивает. При этом в семье положительная эмоциональная обстановка, соблюдение режима дня детей. Какие могут причины?

– Конечно, чаще всего эти состояния носят доброкачественный характер и связаны с быстрым расслаблением тела при погружении в сон.

Но я бы рекомендовала посетить детского невролога. И после осмотра врача и точным пониманием ситуации делать выводы.

Будет отлично, если у родителей получится снять на видео вздрагивания ребенка, чтобы показать на приеме у специалиста.

– При задержке речевого развития родители ведут ребенка сразу к логопеду на индивидуальные занятия, минуя кабинет невролога. По Вашему мнению, всегда ли целесообразно такое решение?

–  В практике чаще сталкиваюсь с обратной ситуацией, когда первый специалист, которого посещают родители с этими трудностями – это именно детский невролог. И считаю это наиболее правильным решением.

В первую очередь нам нужно исключить состояния, связанные с нарушением речи в виде симптома серьезного заболевания, например, эпилептического характера или симптома нарушений психического здоровья ребенка.

– В 6 и 14 лет потребности и увлечения разные. Татьяна Павловна, напомните, пожалуйста, основные требования к режиму дня детей по возрастным группам: время сна, пользование планшетом и смартфоном и пр.

Действительно, потребности во сне и режимные моменты в разном возрасте свои. Даже на первом году жизни эти потребности многократно меняются. Например, время бодрствования у новорожденного ребенка составляет 4-6 часов в сутки, а время сна около 16-20 часов в сутки. К году ребенок спит около 10-15 часов в сутки, 3-5-летним детям следует обеспечить 9-14-часовой сон, младшие школьники (дети 6-13 лет) должны спать 8-12 часов, а подросткам необходимо 8-10 часов сна в сутки.

Очень важно отметить, что все дети индивидуальны и нормы времени существуют всего лишь как ориентир для родителей. И каждому родителю необходимо найти норму сна. И прежде всего стоит ориентироваться на состояние ребенка: его поведение, настроение, аппетит, развитие.

Важным моментом является соблюдение режима сна и бодрствования, ведь у детей сон играет особую роль в росте и развитии, усвоении новой информации, которую дети ежедневно получают в течение дня.

Что касается времени использования гаджетов: очень важно родителям не упускать из внимания время, когда ребенок предоставлен сам себе. И, к сожалению, в наших жизненных реалиях большую часть этого времени ребенок проводит в гаджетах.

Всемирная организация здравоохранения не рекомендует детям в возрасте до 2 лет использовать телефоны, планшеты и прочие гаджеты, до 5 лет тратить не более 1 часа в день за цифровыми устройствами, в более старшем возрасте рекомендованное время не более 2 часов.

Зачастую слышу от родителей возражения по поводу рекомендаций в ограничении использования телефонных игр и мультфильмов для детей до 2-3 лет. Стоит напомнить, что ребенок раннего возраста учится играть, общаться, осваивать новые навыки только в совместных рутинах со взрослыми.

К сожалению, существует печальная статистика, кричащая о том, что критически снижается время общей двигательной активности и увеличивается время, проведенное в гаджетах. И конечно мы имеем последствия в нарушении как психологического, так и физического здоровья наших детей. Стоит задуматься об этом и находить время для интересного совместно-проведенного времени с ребенком. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *